Главная Новости Карта сайта Контакты
 
 

Особенности культурной политики России на современном этапе

Вернуться в статьи

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Кандидат педагогических наук,
магистр Владимирского филиала РАНХиГС,
педагог Академического хореографического ансамбля «Русь» МАУ ДОД ДДТ «Созвездие» г.о. Химки,
методист МАУ ДОД ДДТ «Созвездие» г.о. Химки
Халилулина Ю.Н.

Аннотация: В статье рассматриваются направления в сфере развития культуры в России, задачи и цели по реформированию культурной среды. Автор пытается осмыслить процессы, влияющие на благоприятное развитие культуры в современной России.

Ключевые слова: Культура, государственная культурная политика, реформирование сферы культуры.

Features of cultural policy of Russia at the present stage.

Summary: In article the directions in the sphere of cultural development in Russia, tasks and the purposes on reforming of the cultural environment are considered. The author tries to comprehend the processes influencing favorable cultural development in modern Russia.

Keywords: Culture, state cultural policy, reforming of the sphere of culture.

В настоящее время в российском обществе основная роль в определении вектора культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в ее регуляцию.
Указом Президента РФ № 808, утверждены Основы государственной культурной политики, согласно которого государственная культурная политика признана неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности РФ[1].
Основы государственной культурной политики определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих процессы культурного развития в РФ, а также государственных и муниципальных программ. Приняв Основы, государство впервые возвело культуру в ранг национальных приоритетов и признало ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности страны.
Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.
Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности. Культурная политика государства направлена на повышение гражданского самосознания, готовности людей к активному участию в процессах общественного развития.
Определенные процессы в культуре проходят самостоятельно, зачастую стихийно, что порождает споры о необходимости управления институтами, формирующими культуру и о том какова задача государства в этом процессе. В рамках реформирования сферы культуры государство долго будет главным субъектом культурной политики, формирующим ее, определяющим ее основы, цели и задачи.
Сейчас важнейшими задачами государства в культурной политике являются создание социально-оправданных учреждений культуры, отвечающих требованиям современности и пользующихся спросом у населения. Много внимания уделяется вопросам социального партнерства, поддержки общественных организаций, учреждений культуры, сохранению культурного наследия, организациям в сфере предпринимательской деятельности. Данные процессы обусловлены тем, что источники ресурсов и организационные механизмы, посредством которых осуществлялась государственная культурная политика ранее, себя изжили. В наши дни меняется сам подход к культуре в высших эшелонах власти, что выражается в усилении государственного управления в развитии культуры и политики, его роли и значения. На это влияют и те культурные процессы, происходящие в обществе, которые связанны с деятельностью социальных институтов, институтов культуры. Для создания условий благоприятного развития культурной политики государства просто необходимо иметь четкую программу реформирования исходя из целей государственной культурной политики. В сою очередь целями государственной культурной политики являются:
  • формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
  • укрепление гражданской идентичности;
  • создание условий для воспитания граждан;
  • сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
  • передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
  • создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
  • обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам[2].
Культурная политика современной России представляет собой ряд мероприятий по решению проблем в институтах специализированной сферы культуры. Всё это выражается в развитие культурных связей с зарубежными странами, поддержке театральных коллективов и концертных учреждений, работе библиотек и музеев, деятельности по охране исторических комплексов и мемориалов, содействии в профессиональной подготовке специалистов в области творческой деятельности и культурных услуг. Указанные выше институты культуры призваны обеспечить воспроизводство ряда актуальных форм культурной активности в пределах ведомственной компетенции, финансовых средств, кадрового инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.
Направления культурной политики, которые не входят в деятельность Министерства культуры Российской Федерации, а включены в зону ответственности иных министерств и ведомств, требуют разработки общих межведомственных программ. На наш взгляд, здесь речь следует вести, прежде всего, о поддержке развития этнонациональных культур, культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, молодежной программе, об образовательной политике, охране культурных памятников и использовании историко-культурного наследия, о поддержке деятельности архивов, о развитии народного творчества и культурно-досуговой деятельности населения, деятельности федеральной службы по телевидению и радиовещанию. В годы культурных реформ заметно ослабла политика, направленная на формирование общенационального уровня российской культуры: не развиваются те сегменты общенациональной художественной практики, которые ориентируются на региональные и муниципальные образования, на такую категорию населения, как дети и молодежь.
Говоря о современной культурной политике государства на федеральном и региональном уровнях, следует признать, что пока она остается пассивной, имеет зачастую весьма опосредованное отношение к процессам самообновления социокультурных сторон локального развития.
В настоящее время существует две концепции развития культурной политики в России. Сторонники первой придерживаются перехода от политики сглаживания региональной дифференциации к стратегии выравнивания, стимулирующей региональное развитие с опорой преимущественно на собственный инновационный потенциал. Вторая позиция связана с необходимостью сохранения единого социального культурного пространства России с сильным центром и развитыми регионами, сравниваемыми по качеству и уровню жизни.
Среди основных направлений культурной политики региональных властей, можно выделить наиболее значимые:
  • снижение уровня безработицы путем регулирования занятости населения;
  • установление социального партнерства между участниками культурно-досуговой деятельности;
  • принятие мер по поддержке социально-незащищенной части населения;
  • активная обеспечительная политика в области охраны семьи, материнства и детства;
  • развитие системы культурно-досуговых учреждений, развитие инфраструктуры досуга, его организация;
  • политика в области градостроительства, современной инфраструктуры, постройка жилья, совершенствование дорожных сетей, развитие бытового обслуживания населения;
  • политика в области воспитания и общего образования детей, молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки молодежи и взрослого населения;
  • эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование художественно-творческих процессов;
  • национально-патриотическое воспитание молодёжи, проведение выставок, конкурсов, грантов;
  • сохранность исторических памятников культурного наследия, поддержание культурной среды в целом.
К наиболее актуальным проблемам в сфере культурной политики современной России следует отнести проблемы миграционной политики, межнациональных отношений и сохранение традиционных культур ряда этносов, проблемы социо-экологической политики. На наш взгляд особое внимание сегодня следует уделять повышению доходов, уровню и безопасности жизни населения. Не исчерпали себя и проблемы алкоголизации и наркотизации населения, этническая преступность. В условиях нестабильности перспективные цели федерального и регионального развития, увязанные с социокультурной практикой, невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим федеральным и региональным сообществом, при поддержке общественных организаций. Присутствие у государства и регионов стратегических целей следует оценить как позитивный фактор преодоления кризиса. Наиболее эффективным способом антикризисного управления является стратегическое управление.
Наличие стратегических целей развития благотворно отражается на управленческой деятельности: властные структуры государства и региона обретают видение состояния, в котором находится российское сообщество, понимают, какие направления социокультурного развития следует развивать в первую очередь, чего следует достичь к определенному моменту. В условиях выборной демократии степень достижения позитивных целей служит эффективным средством тестирования руководящих органов власти на предмет их профессиональной пригодности к управлению современной культурной политикой государства, региональных и муниципальных образований.

Список литературы:
  1. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" //Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I) ст. 7753
  2. Семенова Е. Краткий обзор культурной Конституции // ЭЖ-Юрист. 2015. N 10. С. 2.
List of references:
  1. The decree of the Russian President of December 24, 2014 N 808 "About the statement of Fundamentals of the state cultural policy"//the Russian Federation Code of December 29, 2014 N 52 (part I) of Art. 7753
  2. Semenova E. Short review of the cultural Constitution//EZh-Yurist. 2015. N 10. Page 2.
4 июня 2017г.