Главная Новости Карта сайта Контакты
 
 

Подбор репертуара для концертмейстера на урок классического танца

Вернуться в статьи

Подбор репертуара для концертмейстера хореографического коллектива на урок классического танца.

Концертмейстер
«Образцового» хореографического ансамбля «Русь» МАОУ ДОД ДДТ «Созвездие» г.о. Химки
Трошин В.М.

    Проблема репертуара существует, наверное, для всех. И для начинающих, и для опытных концертмейстеров балета. У начинающих, как правило, музыкальный багаж для хореографии почти нулевой. У опытных концертмейстеров, естественно, есть заготовки на каждое движение. Но получается так, что происходит повторение одних и тех же произведений из года в год. А это, мягко говоря, скучно. Танцоры в большинстве своём очень чутко воспринимают музыку и прекрасно её запоминают. Нетрудно представить, с каким настроением они «делают класс», если слышат одно и то же каждый год. Конечно, совсем без повторов не обойтись, но, как мне кажется, надо иногда удивлять.
    Великий Ф.И. Шаляпин однажды перед спектаклем спросил у другого известного баса М.Д. Михайлова: «Чем будем удивлять?» Такой простой вопрос является на самом деле ключевым для любого исполнителя и для концертмейстера балета тоже.
    Когда я играю «класс», хорошо видно, как у танцоров «загораются» глаза, если я сыграю хотя бы одну новую красивую мелодию (новую, в смысле не исполняемую мною раньше). Но где брать новые красивые мелодии, да ещё соответствующие канонам классического танца.
    Концертмейстер должен быть в постоянном поиске. Нельзя успокаиваться. Если довольствуешься только тем, что выучил по нотам, работа превращается в скучное неинтересное занятие. Понятно, что это плохо отражается на танцорах и, может быть, на педагогах — балетмейстерах.
    Издаваемые сборники и хрестоматии для уроков классического танца хорошо помогают концертмейстерам в накоплении репертуара. Их немного, но и за это спасибо. От этих сборников можно «отталкиваться», т.е. находить по их музыкальным примерам другие произведения, подходящие на то или иное движение.
    Например: хороший сборник издан в Петербурге издательством «Союз художников». Составитель Р.П. Донченко. Там в большинстве интересные, доступные произведения. Хотел бы только заметить, что одно из них не является «квадратным». В нём 34 такта, а не 32, как необходимо. Это «Песенка Катон» из оперы «Казанова» Л. Ружицкого. Чтобы получилось 32 такта можно, купировать 29 и 30 такты. Музыка нисколько не пострадает.
    Есть другой прекрасный сборник, изданный в Москве издательским домом «Композитор». «Музыка для уроков классического танца». Составитель Н. Ворновицкая. Этот сборник довольно объёмен и разнообразен по содержанию.
    Некоторые опытные танцоры и хореографы советовали мне играть на «класс» не только классику, но и так называемую эстраду. Именно эта мысль присутствует в данном сборнике. Здесь представлены лучшие образцы классики, поп — музыки, джаза. Но классика преобладает, с чем трудно не согласиться. «Хорошая эстрада», «разбавляя» классику, несомненно, поднимает настроение, способствует более вдохновенному выполнению танцевальных упражнений.
    Но некоторые шедевры поп-музыки (и в классике), к сожалению, не являются «квадратными». В таких случаях концертмейстеру надо быть «немного» композитором. Что–то досочинить, сократить, повторить, переделать. Пример: знаменитая песня из репертуара Фрэнка Синатры «My Way» (мой путь). В этой мелодии 28 тактов. Чтобы было 32 такта, надо повторить 21–24 такты. Другой пример: песня Шарля Азнавура «Вечная любовь» (к/ф «Тегеран — 43»). Здесь больше 32 тактов. Можно пропустить 25, 26 такты, дальше играть на 1 тон ниже, пропустить такты 32, 33, далее по тексту, но сразу на 2-ю вольту. Кажется, что это сложно, но зато будет звучать красивая музыка. В таком редактировании нет ничего плохого. Ведь переделывают литературные произведения, когда по ним снимают кино, или ставят спектакли.
    Хочу коснуться ещё одного вопроса. Что играть на поклон (приветствие) перед началом урока и в конце? Нужна восьми тактовая законченная мелодия. Чаще играют что-нибудь на ¾. Надо переделывать какую-нибудь фразу из известного вальса. Обычно достаточно изменить 7 и 8 такты, т.е. прийти в тонику.
    В заключении хочу отметить, что некоторые музыканты считают работу в балете не только трудной, но и скучной, отупляющей. Это зависит от самого музыканта. Надо стараться играть разнообразную музыку, постоянно искать что–то новое, больше слушать. Иногда случайно услышишь что-то подходящее. Например: у меня дома любят пересматривать фильм «Мама» (с участием Л. Гурченко, М. Боярского). Это музыкальная сказка. Композитор А. Рыбников. Я невольно прислушивался к музыкальным номерам. Оказалось, что одна из песен «Волка» прекрасно подходит на «Battement Tendus», только чуть в более сдержанном темпе. Это не единственный случай. Кстати говоря, надо ещё уметь играть по слуху.
    В общем, всем коллегам желаю, чтоб работа была в радость.

2 июня 2014